348364-3d-gears-wallpaper

Исполняя свои обязанности перед жителями Свердловской области, из череды первоочередных дел я бы выделил несколько тем. В первую очередь необходимо дать новую жизнь всемирно известной Уральской инженерной школе. Любой продукт, прежде чем его сделать – нужно спроектировать. Как и предприятие для производства продукта. Для этого должны быть люди, которые знают, как это сделать, имеют необходимые навыки и опыт проектной, инженерной, исследовательской работы. Нужны современные инженерные кадры…

В связи с этим возникают много серьезных вопросов. И для меня первый, главный из них: что делать одному из самых экономически развитых регионов Российской Федерации, если его промышленность задыхается в тисках кадрового голода, а система образования в федеральном масштабе давно перепрофилирована, при всем уважении к этим профессиям, на подготовку юристов, финансистов и экономистов?

Для нас не менее актуально и то, что и инженерные специальности в недавнем прошлом среди выпускников вузов были совсем не престижны, а основные кадры инженеров и рабочих на производстве – предпенсионного возраста, что грозит невосполнимыми потерями и крахом производства.

И все это – в условиях все более тревожной внешнеполитической ситуации. Рост терроризма и череда цветных революций во вcем мире показывают: ослабленное государство очень быстро становится жертвой более сильных, после государственного переворота на его территории воцаряется анархия, хаос и разруха. Это актуально как для восточных стан (Афганистан, Тунис, Египет, Ирак, Ливия, Сирия), так и в самом центре Европы, как показывает практика Майдана на Украине.
Зададимся еще одним актуальным вопросом: что необходимо сделать, чтобы Россия, богатейшая ресурсами страна в мире, не стала жертвой «цветных» революций и террористских «государств»?

_mg_5616Ответ на вопрос — на поверхности. Прежде всего нам необходимо — укреплять обороноспособность, вести ускоренными темпами техническое перевооружение и реиндустриализацию. Сегодня, в отличие от 30-х годов XX века, в стране есть промышленная база и солидные золотовалютные резервы. Можно приобрести современное оборудование. Но будет ли оно работать само по себе? Нет, не будет. Сплошь и рядом даже установленное новейшее оборудование используется едва наполовину своих возможностей. И ра считается, что разруха начинается в головах, то и наводить порядок также надо оттуда же начинать надо в головах – то есть модернизировать систему образования, обучения, профориентации и подготовки кадров, воспитания творческих личностей. Лозунг «Кадры решают все!» вновь актуален! Это то самое звено, взявшись за которое можно вытащить страну из кризиса и обеспечить устойчивое развитие ее экономики.

Сегодня перед страной стоит важнейшая задача – обеспечить национальную и экономическую безопасность, ускорить процессы импортозамещения во всех сферах. Ключевая роль в её решении принадлежит учёным, инженерам, сотрудникам научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Для этого необходимо обеспечить своевременную подготовку кадров. И мы в Свердловской области сегодня самым активным образом реализуем программы, направленные на профориентацию молодежи, на формирование интереса к науке и техническому творчеству. Мы объединяем их в Уральскую инженерную школу!

_mg_8986Средний Урал всегда был опорным краем державы. Умение делать железо и оружие не подводили Урал и уральцев на протяжении веков. И еще ой как долго понадобятся России качественный металл и высокотехнологичное, современное оружие, сделанное на Урале. Именно металлургия и оборонно-промышленный комплекс станут теми якорями, которые стабилизируют региональную экономику и обеспечат её дальнейшее развитие в будущем. Для развития этих отраслей у региона есть необходимые технологии, но самое главное – сохранились традиции уральской инженерной школа, которая сможет обеспечить связь науки и производства, выпуск инновационной техники, которой не будет равных.

Ответим и на другие важные вопросы. В частности — что сдерживает сегодня развитие уральских заводов и освоение выпуска современных видов продукции?
Любой директор завода ответит, что одна из основных причин – кадровый голод, острейший дефицит как грамотных инженеров, так и станочников. За годы становления рыночных отношений в стране на заводах образовался разрыв поколений, опытные инженерные кадры и станочники по возрасту уходят на пенсии, и зачастую им некому предавать свой опыт.

Сегодня промышленные предприятия Среднего Урала региона укомплектованы инженерами, конструкторами и технологами в среднем на 70 процентов. Средний возраст высококвалифицированных специалистов превышает 50 лет. Вторая проблема – разрыв между базовыми профессиональными навыками, которые студенты получают в вузе, и теми практическими требованиями, которые предъявляют им работодатели. Лишь 5 процентов выпускников, приходящих на работу, не нуждаются в дополнительной адаптации для работы на современном рабочем месте! Вдумайтесь — всего пять процентов, а сколько отсеивается, так и не сумев вписаться в жесткие заводские требования?

_zah0286

Как утолить кадровый голод в уральской промышленности?

Прежде всего для этого необходимо воссоздать систему профтехучилищ и укрепить базу высшего инженерного образования, расширить связь наших заводов с подшефными школами, профильными кафедрами вузов, которые должны выпускать настоящих специалистов с минимальным периодом адаптации на современном производстве. Важно преобразовать вузовское образование в соответствие с требованиями времени. Чтобы сделать главное – передать опыт ветеранов и уникальных специалистов для следующих поколений.

Казалось бы, все понятно. Вот только для реализации этих направлений требуются миллионные средства и годы напряженного труда.

Многое в этом направлении делается, нередко инициатива идет снизу, от самих предприятий. Положительные примеры реализации такого подхода уже есть, причем как со стороны предприятий и крупных компаний – Первоуральский новотрубный завод на базе Первоуральского металлургического колледжа реализует уникальную программу – «Будущее белой металлургии»), УГМК совместно с УрФУ организовал Технический университет в Верхней Пышме. Создается образовательный центр на базе Машиностроительного завода имени Калинина, который со временем может стать Уральским Военмехом. На предприятиях ОПК системно ведется работа по повышению квалификации сотрудников. Ежегодно в отрасли ее повышают до 45 процентов сотрудников. Не остается в стороне и наши Уральский федеральный и Уральский горный университеты.

_zah0303

Эти начинания помогут снять остроту проблемы для отдельных предприятий, но для других высокотехнологичных производств это может стать недостаточным. Кадровый голод, связанный с дефицитом специалистов инженерного профиля, характерен сегодня для всех развитых стран. Для России и конкретно Свердловской области наиболее остро стоит вопрос по инженерам в сфере металлообработки, промышленной электроники, инженерам-конструкторам, инженерам-технологам, инженерам-сварщикам, а также наладчикам станков с ЧПУ. В ближайшее десятилетие прогнозируется пик спроса на высококвалифицированные кадры, причем как инженерные, так и рабочие в отечественном машиностроении.

Как повысить эффективность инициатив отдельных предприятий и вузов?

Необходимо сформировать на уровне региона комплексную программу, в рамках которой будет скоординированы все инициативы, заполнены пробелы и достигнут синергетический эффект. И проект такой программы сейчас разрабатывается. Полное название этого документа — концепция комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа», рассчитанной на 2015 — 2020 годы.

Ее цель — дать новую жизнь всемирно известной уральской инженерной школе. Любой продукт, прежде чем его сделать, — нужно спроектировать. Как и предприятия для производства продукта. Для этого должны быть люди, которые знают, как это сделать, имеют необходимые навыки и опыт проектной, инженерной, исследовательской работы. Нужны современные инженерные кадры. В разработке программы «Уральская инженерная школа» принимают участие Совет главных конструкторов Свердловской области, ведущие вузы Среднего Урала, руководители крупных предприятий, ученые, экономисты.

_zah0460Укрупненно программа состоит из двух блоков – образовательного и промышленного, оба блока будут равноценными и взаимоувязанными.

Задача высшей школы – не просто выпускники с дипломами инженеров, а специалисты, востребованные на конкретных производствах с минимальным периодом адаптации на рабочем месте.

Задача промышленного сектора – формирование особой инженерной среды, новой индустрии, включая развитие сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, реальное функционирование инженерных структур, повышение эффективности работы инженерных кадров, повышение престижа инженерных профессий.

Когда надо начинать готовить будущих инженеров?

Всегда. Этот процесс должен быть непрерывным и начинаться не в вузе, а еще в начальной школе или даже в детском саду, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, проявляется особая «инженерная жилка». Очень важно не дать погаснуть искорке интереса, поддержать его, заинтересовать ребенка занятиями в технических кружках, секциях, лабораториях, станциях юных техников.

Отсюда задача – укрепить материальную базу детских садов и школ, восстановить сеть станций юных техников, оснастить школы региона современным оборудованием по физике и химии, продумать систему мотиваций для учителей математики, физики, химии.

В вузе будущих инженеров должны учить не только теоретики, но и практики, те, кто реально знает производственный процесс, находится «на передовой» инженерно-конструкторской мысли. Безусловно, ведущую роль здесь приобретают совместные образовательные проекты промышленных предприятий и технических вузов.

_zah1262Речь идет не только о расширении производственных практик студентов на базе соответствующих производств, но о создании всего цикла подготовки – начиная от содержания учебных курсов и заканчивая ключевыми компетенциями, приобретаемыми по итогам завершения обучения.
Качественная подготовка современных инженерных кадров также может и должна стать единой кооперационной цепочкой, объединяющей уральские вузы, как производителей интеллектуального продукта, так и предприятия регионов России, его заказчиков.

С реализацией программы «Уральская инженерная школа» будет создан непрерывный образовательный процесс, который поможет формировать специалиста, начиная с самого раннего возраста. Он будет мотивировать интерес к техническим и естественно-научным дисциплинам в школе, помогать абитуриентам делать осознанный выбор при поступлении в вуз. Далее во время учебы и производственной практики, планируется максимально сблизить процесс производства и обучения. Важно вести подготовку специалистов в соответствии с запросами реального сектора экономики, активно использовать возможности государственно-частного партнерства.

За период с 2012 по 2014 годы промышленники области инвестировали в образование более 3,2 млрд. рублей. На базе предприятий и на площадках учебных заведений создано 20 учебных подразделений, в том числе базовые кафедры, учебные центры, классы, лаборатории, центры прикладных квалификаций и научно-технического творчества. Количество обучающихся по новым методикам превышает 7 тысяч человек. Эта работа будет выведена на плановый, прогнозируемый уровень.

Практическая реализация программы «Уральская инженерная школа» началась в январе 2015 года. В нынешнем году на ее ме-роприятия планируется направить около 200 миллионов рублей, причем часть средств пой¬дет из внебюджетных источников. В первом квартале уже направлено 93 млн рублей. В числе основных направлений программы — популяризация инженерных и рабочих профессий. Уже создано 5 специализированных центров компетенций WorldSkills, с 6 по 9 апреля нынешнего года состоялся полуфинал окружного чемпионата WorldSkills в УрФО по 41 компетенции. Выделено 20 млн руб. на модернизацию 12 учреждений среднего профессионального образования, проведено 4 фестиваля технического творчества на базе высших учебных заведений. В 2014 году состоялся первый национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills. Его проведение в Свердловской области не случайно. Подготовка кадров для новой экономики — одна из ключевых задач движения WorldSkills, а рабочие и инженерные кадры высокой квалификации конкурентное преимущество региона.

В рамках программы осуществляется государственно-частное партнерство: совместно с УГМК проводится модернизация техникума в Верхней Пышме и с 2015 году созданы отделения дополнительного образования для школьников с 7 класса по физике, химии, математике и черчению. Открыт Дворец технического творчества с интерактивными экспозициями по физике, математике, уроками для школьников и музеем производства меди «от руды до готовой продукции».

Еще одно направление – повышение эффективности образовательных программ вузов. В Уральском федеральном университете совместно с Минобрнауки России вненедрена пилотная программа с увеличенными сроками обучения бакалавров по техническим специальностям.

Как стимулировать интерес молодежи к рабочим и инженерным профессиям?

Составная часть программы Уральской инженерной школы — образовательный проект «Единая промышленная карта», рассчитанный на школьников. Этот проект стартовал в июле 2015 года на Международной промышленной выставке «Иннопром-2015». Его задача – организовать цикл образовательных экскурсий на различные промышленные предприятия Свердловской области для детей с 1 по 11 класс. В ее рамках дети смогут побывать на экскурсиях на промышленных предприятиях, которые являются гордостью Урала и России, увидеть, как плавится медь и золото, что такое блюм, сляб и штрипс, как из металлической болванки получаются трубы, узнать многое другое. Таким образом, возрождается система профориентации школьников в нашем регионе.

Очень важно вовремя определиться с делом всей жизни и профессией по душе, получить хорошее образование, которое даст возможность работать, делать карьеру, быть успешным в жизни, не чувствовать себя «лузером» на задворках цивилизации. Планируется развивать давнюю традицию по установлению шефских связей между промышленными предприятиями и школами. Сегодня у каждого предприятия есть возможность показать и свои новые разработки, и свою историю школьникам. Комплекс мер — принятие областного закона о промышленной политике, программа «Уральская инженерная школа», проект «Единая промышленная карта» позволят со школы прививать детям интерес к инженерным, рабочим профессиям, привлечь молодежь на производство.

В августе и сентябре 2015 года в рамках проекта «Единая промышленная карта» прошла экскурсия для учеников двух образовательных учреждений города Екатеринбурга. Шестиклассники гимназии №116 посетили «Уральские авиалинии». Семиклассники лицея №110 побывали там, где готовят будущих железнодорожников. Инструкторы учебного центра РЖД показали ребятам тренажерный комплекс, на котором ребята смогли ощутить себя настоящими машинистами: побывать в кабине машиниста, порулить, подняться на электропоезде в гору, применить гудок, экстренное торможение. Свердловские школьники в рамках экскурсий на промпредприятия посетили также производственные площадки Уралмашзавода, комбината «Уралэлектромедь», НПО автоматики, где ознакомились с уникальным промышленным оборудованием. В частности, в цехе № 15 Уралмашзавода, котором расположено производство валков для прокатных станов, а также современные обрабатывающие центры «PAMA». Близкое знакомство с деятельностью промышленных гигантов Урала, осмотр технологического оборудование будет способствовать развитию у школьников интереса к инженерным профессиям, техническим специальностям.

Программа «Уральская инженерная школа» предусматривает развитие у детей раннего школьного возраста интереса к техническому образованию и инженерным дисциплинам. В новом учебном году в этом проекте примут участие 20 000 школьников из 30 школ региона.

Как обеспечить непрерывность политехнического образования?

_zah2416

Важным элементом концепции программы становится проект «Сетевая политехническая школа» (СПШ). Его суть сводится к объединению ресурсов и возможностей школ, предприятий, вузов и учреждений дополнительного образования для того, чтобы обеспечить стабильный приток заинтересованных абитуриентов в вузы, и как итог — квалифицированных инженеров в промышленность. Целевой группой проекта станут школьники 5-11 классов. Для реализации этого замысла, в частности, предполагается открыть в регионе не менее 20 профильных естественно-научных кабинетов преимущественно в тех школах, где выстроена система отношений с градообразующими предприятиями.

Методологическим центром Сетевой политехнической школы (СПШ) стала Высшая инженерная школа Уральского федерального ниверситета (УрФУ). В рамках СПШ в 2015 году будет реализован проект ФГУП «НПО Автоматики» по оснащению свердловских школ 3D-принтерами, на которых ученики смогут работать, получая новые знания и навыки. По условиям программы 3D-принтеры должны будут доставляться в образовательные учреждения в разобранном виде, и школьники под руководством педагогов должны будут собрать оборудование самостоятельно как конструкторы. Специалисты «НПО Автоматики» готовы провести обучение учителей.

Это предприятие традиционно сотрудничает с екатеринбургским лицеем №110. Однако уже в этом году «НПО Автоматики» совместно с министерством образования готово расширить взаимодействие с учебными заведениями. Начата работа по формированию секций и выбору их тем в рамках чтений. Еще одним предложением предприятия стала трансляция опыта проведения молодежных «Семихатовских чтений», проводимых «НПО Автоматики».
На других промышленных предприятиях Среднего Урала также идет активная работа по созданию базовых кафедр, лабораторий и центров прикладных квалификаций. Образовательные комплексы созданы на базе ЗАО «Региональный центр лазерных технологий», ООО «Уралмаш Нефтегазовое Оборудование Холдинг», ОАО «Химический завод «Планта», АО «НПК «Уралвагонзавод» и других.

Новым направлением станет создание универсальных образовательных центров, где будут собраны и выстроены по логической схеме приборы и приспособления, обеспечен доступ к высокоскоростному интернету, к компьютерным тренажерам, симуляторам, электронным образовательным средам.

Пристального внимания требует развитие дополнительного образования детей (ДОД) с акцентом на инженерно-техническое направление. Во многом этому будет способствовать реализация программы «Уральская инженерная школа». Будет открыто 10 базовых площадок ДОД для реализации программ по робототехнике и инновационному техническому творчеству. Объем финансирования на каждую площадку в 2015 году составит 1 миллион рублей. Перечень площадок уже определен. В рамках реализации государственно-частного партнерства (ГЧП) планируется также создание учебных центров по подготовке специалистов для металлургических предприятий в Верхней Пышме и Полевском. Также запланировано строительство Дворца технического творчества молодежи. Введено также дуальное образование: созданы Школа юных пилотов (Кольцово) и образовательный центр по ремонту авиационной техники (г. Арамиль).

Кроме того, в структуру программы «Уральская инженерная школа» включен большой блок по развитию дополнительного образования, созданию станций и кружков «Юных техников», площадок ранней npофориентации, совершенствованию материально-технической базы учебных заведений: кабинетов физики, химии, математики, информатики, дополнительному стимулированию педагогов-естественников.

Свердловская область стала первым регионом, где началась реализация проекта «Славим человека труда!», который был поддержан всеми субъектами УрФО и на сегодня стал общефедеральным. В рамках реализации проекта проводятся конкурсы профессионального мастерства в ведущих отраслях экономики: металлургии, машиностроении, строительстве, транспорте, строительстве, лесопромышленном комплексе, химической и легкой промышленности, энергетике и ЖКХ, и здравоохранении. Сегодня в конкурсах участвуют предста¬вители более 250 предприятий Свердловской области, а это более 2000 человек, которые борются за право быть лучшим из лучших в своей профессии. Победители достойно представляют Свердловскую область в конкурсах профес-сионального мастерства «Славим человека труда!» УрФО и во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии».

Как это делается в Первоуральске?

_zah9053

Особо стоит рассказать о проекте Группы ЧТПЗ «Будущее белой металлургии» в Первоуральске, на Первоуральском новотрубном заводе. Этот проект, реализуемый на основе ГЧП — яркий пример развития профессионального образования и инженерной школы в регионе. Образовательный центр Группы ЧТПЗ и Первоуральский металлургический колледж (ПМК) в этом году пятый раз набрали учеников на специальности программы «Будущее белой металлургии». Учащимися стали 150 выпускников 9 классов региона. Все они пройдут обучение по таким специальностям как техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, обработка металлов давлением, монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования, машинист крана металлургического производства, оператор трубного производства. В 2015 году средний конкурс на специальности белой металлургии составил 2,3 человека на место против 1,8 в прошлом году.

Популярности программы «Будущее белой металлургии» способствует мощная база для получения теоретических и практических знаний, возможность прохождения срочной службы в подшефной воинской части, именные стипендии лучшим студентам. Немаловажным также является тот факт, что буквально с первого курса наши ребята могут участвовать в международных олимпиадах профессионального мастерства WorldSkills.

В рамках программы «Уральская инженерная школа» молодые специалисты Первоуральского новотрубного завода вскоре начнут обучение на базовой кафедре УрФУ «Технологии и оборудование трубного производства». Высшее образование металлурги будут получать «не отходя от завода». Соглашение о сотрудничестве и создании базовой кафедры между Группой ЧТПЗ (в которую входит Первоуральский новотрубный завод) и УрФУ было подписано в 2014 году. Подобные соглашения – важный шаг в развитии государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования. 34 молодых заводчанина, в том числе 18 выпускников корпоративного проекта «Будущее Белой металлургии», пройдут обучение по двум программам: «Обработка металлов давлением» и «Электропривод и автоматизация промышленных установок» в УрФУ. Всего же срок обучения на базовой кафедре составит 3 года 2 месяца. Для сотрудников ПНТЗ предусмотрены специально разработанные с учетом потребностей предприятия курсы обучения.
Что можно сделать для повышения престижности рабочих профессий среди молодежи?

Очень важно, чтобы молодые рабочие имели возможность соревноваться со своим сверстниками с других предприятий. Это 30 лет назад на уроках труда обучение проходило с использованием напильника, молотка и зубила. Сегодня на повестке дня – модели роботизированных устройств, собранные своими руками. В рамках реализации комплексной программы «Уральская инженерная школа» в Свердловской области открылись еще две новые базовые площадки по робототехнике Дворца молодёжи. Укомплектованные центры технического творчества открыли свои двери в Серове и Красноуральске. Робототехнические площадки в двух уральских городах созданы с использованием механизма государственно-частного партнерства с УГМК-Холдингом, который заинтересован в том, чтобы ученики базовых площадок затем приходили работать в компанию. Таким образом местные власти устанавливают социальное партнерство с надежной организацией, ориентируют учащихся проекта «Робототехника» на сотрудничество с конкретным предприятием.

Как поддержать «образовательный драйв» среди молодежи и студентов?

Для этого в Свердловской области организована серия конкурсов и форумов, включить механизм состязательности для выявления самого лучшего. Весной 2015 года в очередной раз состоялся Инновационный форум молодежи Свердловской области. Он позволяет шире раскрыться молодым уральским талантам, предоставляет им шанс заявить о своих научных достижениях и инновационных разработках на всю Россию. Для поддержки образовательного драйва в регионе эффективно работает система поддержки талантливой молодежи. Молодым студентам и аспирантам вручаются премии и стипендии губернатора Свердловской области. Уже несколько лет проводится конкурс на премию «Студент года» по 10 номинациям.

Разработаны и действуют концепция поддержки работающей молодежи до 2020 года, концепция государственной молодежной политики, принят областной закон о молодёжи.

Задача высшей школы – не просто выпускники с дипломами инженеров, а специалисты, востребованные на конкретных производствах. Задача промышленного сектора – формирование особой инженерной среды, новой индустрии, включая развитие сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, реальное функционирование инженерных структур, повышение эффективности работы инженерных кадров, повышение престижа инженерных профессий.

«

В Уральском регионе сохранилась фундаментальная база высшей школы и академической науки, которые способны дать студентам по-настоящему основательные знания.

После объединения в рамках УрФУ Уральского государственного и Уральского технического университета возможности обоих вузов значительно увеличились. Этому же способствует кратно увеличившееся финансирование федеральных университетов со стороны государства. В результате трансформации система образования стала двухступенчатой, студенты получают образование в рамках бакалавриата и магистратуры, с возможностью продолжения образования в рамках аспирантуры. Приближение отечественной системы образования к западным стандартам облегчает стажировку уральских студентов за рубежом и зарубежных – на Урале.

В Высшей инженерной школе УрФУ, которую возглавляет научный куратор Уральской инженерной школы профессор Олег Ребрин, подготовлены развернутые предложения по развитию концепции Уральской инженерной школы. Они включают мероприятия по развитию Сетевой политехнической школы (СПШ) Урала, которая объединит ресурсы образовательных организаций и предприятий партнеров для обеспечения стабильного притока на инженерные направления мотивированных и хорошо подготовленных абитуриентов через усиление технологического профильного обучения в школах, дополнительного образования, развитие системы технического творчества, интегрированных олимпиад инженерного профиля и конкурсов проектов.

Предложения высшей инженерной школы включают также модернизация программ среднего профессионального образования базируется на модульном принципе построения образовательных программ, внедрение системы зачетных единиц, индивидуальных образовательных траекториях (ускоренное обучение в вузе).

Гармонизация программ среднего профессионального и высшего образования включают в себя следующие направления:

— разработку и реализацию преемственных, выполненных на основе общей методологии, образовательных программ общего, среднего профессионального и высшего образования при ведущей роли работодателя,
— создание инженерных программ бакалавриата для обучения по индивидуальным образовательным траекториям (ускоренное обучение) выпускников организаций среднего профессионального образования,
— развитие программ дуального образования, в том числе на базе центров прикладных квалификаций и предприятий – партнеров,
— реализацию образовательных программ с использованием сетевых форм взаимодействия образовательных организаций на основе интеграции ресурсов.
В рамках возрождения Уральской инженерной школы в УрФУ создают новые учебные подразделения. Одно из них — современная учебно-инженерная лаборатория «Центр обработки материалов» (ЦОМ), открытый в марте 2015 года, который дает возможность реализовать новую образовательную технологию – проектное обучение.

Центр предназначен в первую очередь для реализации междисциплинарных образовательных проектов, в рамках различных направлений подготовки по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Ряд проектов будет выполняться по заказам и при участии промышленных предприятий региона. Также в ЦОМ смогут работать над своими проектами школьники, в том числе и завсегдатаи Клуба робототехники, действующего при Высшей инженерной школе УрФУ. Как отметил ректор УрФУ Виктор Кокшаров, ЦОМ позволяет объединить образовательный и производственный процесс. В этом центре возможно реализовать мечты о создании и реализации программ прикладного бакалавриата и инженерной магистратуры с использованием новых образовательных технологий и современной материально-технической базы. Создавая проектные команды и центр, в котором эти команды будут воплощать в жизнь проекты, УрФУ вносит весомый вклад в реализацию программы «Уральская инженерная школа», воплощает в жизнь принципы всемирной инициативы модернизации инженерного образования CDIO.
Лаборатория ЦОМ оснащена новейшим оборудованием, на котором будут работать будущие инженеры. В ее составе металлорежущее оборудование, автоматизированное оборудование для изготовления макетов, 3D-принтер, 3D-сканер, плоттер и большой набор программного обеспечения для технологий конструирования изделий.

Каковы возможности создающегося технополиса УрФУ для подготовки инженерных кадров?

Сквозное инновационное образование и возможность воплощения своих революционных идей студенты УрФУ получат в ходе реализации проекта «Уральский университетский технополис. Создание технополиса предполагает, что на одной территории будет сосредоточен единый научно-образовательный кластер, состоящий из нового кампуса УрФУ и технопарка высоких технологий «Университетский», индустриального парка, технико-внедренческой зоны и промышленной зоны, что ускорит процесс коммерциализации инноваций.

В числе первоочередных задач — строительство первоклассного кампуса, студенческого городка вблизи озера Шарташ. на строительство первой фазы предполагается привлечь порядка 2,5 миллиардов рублей из федерального бюджета, около 1 миллиарда выделит область. Регион уже направил 17 миллионов рублей на проведение инженерных изысканий и проектирование дополнительных объектов жилой и общественной зоны первой очереди кампуса УрФУ, включающей комплекс зданий научно-образовательного центра, два общежития на 60 мест каждое, гостиницу на 300 мест, конференц-зал, внутриплощадочные инженерные сети, подъездную автодорогу. Еще около 750 миллионов планируется привлечь из внебюджетных источников. На территории Уральского университетского технополиса будет создана особая экономическая зона Свердловской области с льготными налоговыми и административными режимами. Это станет одним из инструментов привлечения частных инвестиций в реализацию такого крупного проекта.

Инвесторы уже проявляют интерес к первой очереди технополиса. В стадии подготовки заключение меморандума с потенциальными частными инвесторами для строительства кампуса.

Активно поддерживают проект создания Уральской инженерной школы и общественные организации уральских промышленников, в частности, Совет главных конструкторов Свердловской области, Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, а также руководство УрФУ. На заседании Совета главных конструкторов было отмечено, что ключевая идея проекта полностью соответствует задачам этой общественной организации. В их числе — обеспечить возрождение и развитие уральской инженерной школы через создание системы непрерывного технического образования, включающей уровни общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования. Президиум Совета главных конструкторов утвердил Положение о профессионально-общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования, реализуемых для подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров предприятий машиностроительного и оборонно-промышленного комплекса Уральского региона.

Насколько востребована программа Уральской инженерной школы в других регионах страны?

Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ) рекомендовала для внедрения всем регионам России опыт Свердловской области по созданию подготовки инженерных кадров. Программа предусматривает организацию системы профориентации школьников и студентов, а также создание базовых кафедр, лабораторий и центров прикладных квалификаций на промышленных предприятиях региона.

…Усилия по коренному реформирования образования в регионе дадут эффект не сразу, а через десятилетия. Но если эти начинания будут успешно реализованы, то уже к своему столетнему юбилею Свердловская область получит современную систему подготовки кадров, достойную высокого звания Уральской инженерной школы. А включение этого образовательного проекта в Программу социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года показывает степень серьезности наших намерений.

*Евгений Владимирович Куйвашев – губернатор Свердловской области, инициатор создания и внедрения Уральской инженерной школы, Екатеринбург.